Украденное детство

Печать

altПубликуем интересную на наш взгляд статью и приглашаем  высказать Ваше мнение на эту тему.
   
Многие люди, живущие в мегаполисе,  не виноваты в том, что у них нет рядом с домом леса, речки, дворика с огородом. Уклад жизни сегодня таков, что, когда малыш появляется на свет, родители уже начинают тщательно планировать его будущее, придумывать, где он будет учиться.
Сами родители постоянно заняты на работе, их функции на себя нередко берет няня. 
Когда ребенку исполняется примерно 3 года, он начинает ходить  в садик, а родители мечтают, что их чадо станет гениальным музыкантом,  или художником, или еще кем-нибудь.
Тогда на смену няням приходят репетиторы. 
А еще вашего ребенка ждут разные развивающие центры, которые обещают сделать его грамотным, а это ли главное в жизни?
Кто спросит ребенка, нужно ли ему все это: учиться раньше времени, изучать ноты, иностранный язык? 
Никто не спрашивает их. У детей пролетает детство мимо.
 
Я вспоминаю себя в дошкольные и школьные годы.
Моя мама не нагружала меня школьной программой, она разучивала с нами песенки и стихи. В свободное время я с друзьями по двору лепила пироги и торты из песка с водой, собирала жуков-пискунов и слушала, как они пищат, рыла в огромной куче песка ходы, тем самым создавая замок, а затем запускала туда любимого хомяка, который тоже у меня был. 
Летом мы играли в зоопарк: собирали улиток и разных жучков, сажали их в стеклянные баночки.  Домашние кошки и собаки тоже участвовали в нашей игре. 
Собираясь все вместе,  мы играли в "высекали", "Али Бабу", катались на великах, разбивали коленки и накладывали на раны подорожник,  и мамы за нами не бегами с бинтами. 
А еще мы делали из лозы стрелы и лук, а затем играли в индейцев. 
Незаконно в чужом дворе собирали желуди, ну а когда нас поймали, мы, конечно же, просили прощения, но никто на нас не сердился.  
Лазили по деревьям, строили домики под кустами, собирали цветки липы для чая, ходили в лес за грибами и ягодами. 
Зимой мы катались с горки каждый день, потому что жили на ней, строили снеговиков, огромные снежные замки, а потом все вместе их ломали. Мама одевала на нас валенки, которые были неудобные, но зато надежные. 
Дома играли в матрешек, обычные стулья были у нас домиками, мы любой вещи умели придумать применение.  Например, спичечный коробок мог быть у нас телевизором. Мы стаскивали все ненужную мелочь к себе в комнату и играли с ней, фантазия была развита очень сильно. Весной, когда речка разливалась, мы строили плот из дерева, бутылок, пенопласта и катались по воде. 
Я спокойно брала в руки живых мышек, когда кошка их ловила. 
Каждый вечер мы выпивали по кружке свежего парного молока, мыли ноги в холодной воде и ложились спать в 9 часов вечера, и это был закон.
Я могу бесконечно рассказывать  о тех счастливых наполненных днях, ведь я росла рядом с природой, и именно это мне помогало познавать окружающий мир и развиваться. 
 
В школу родители отправили меня в 8 лет. Я не умела читать и вообще в буквах плохо разбиралась, но там всему научили, для этого школы и нужны. 
Мне очень жаль современных детей, потому что вижу, как взрослые крадут у них детство, гонясь за современной модой обучать ребенка с пеленок.
Всему свое время.
 
Анастасия Грушина
                                                                                               
                                            * * *

Из обсуждений статьи молодыми мамами:

Юлия (двое детей, старшей 3,5 года). Согласна очень и очень! Мне бывает жаль смотреть в магазинах на "все готовое": домики для детей, куклы для парикмахерских, которых можно подстричь и т.п. Ведь в наше время домики были из стульев и одеял. А куклу подстричь можно лишь раз, и то жалко:) и как все ценилось! А сейчас дети вообще не ценят игрушки. Поэтому надо их ограничивать искусственно, раз естественно не получается, времена не те. И по поводу занятий согласна. Всю жизнь придется еще человеку вставать, бежать, быть в рамках, выполнять задания и так далее. Зачем же его нагружать с самых малых лет.  Единственное «но», на мой взгляд, состоит в том, что сейчас поменялось многое. В школу надо идти уже умея читать и писать. И придется учиться до школы, чтобы не делать из ребенка изгоя, которому придется терпеть за свое незнание и наверстывать. Главное, как известно, рассуждение.

Наталья (трое детей, старшему 6 лет). Мне сначала было трудно понять, что активное, занимающее много времени и сил раннее развитие, принятое в обществе, в ближайшем окружении (не церковном тогда) - это не норма и не цель, и не надо за этим гнаться. Все так делали, и не хотелось своего ребенка чем-то обделить, что можешь дать. А потом стало ясно, что обделишь, если правда - детство не дашь.. А еще дети - они правда как глина: очень легко учатся, развиваются, и этот их успех в дошкольном развитии ослепляет как будто. Думаешь "о, научился читать в 5 лет, ура, а то как же он в школе-то учиться будет", а то, что до школы еще так долго, забываешь. Ребенок действительно становится потихоньку маленьким гением, а ты радуешься результату своего труда. А ведь результат должен быть в другом. Но, кстати, нам, слава Богу, попадаются удивительные педагоги (в наши кратковременные занятия дошкольного образования). Они мягко ставят приоритеты на игре, развитии воображения, мироощущения, а не на зазубривании той или иной информации.

Екатерина (двое детей, старшей 5 лет). Я водила свою старшую дочку на развивалки с 2-х лет и в какой то момент отказалась именно по этой причине. Было ощущение, что сил и нервов на это тратится слишком много, а результат весьма сомнительный. Что дома с мамой малыш может научиться большему и развивается более гармонично.  Но с другой стороны, вот сейчас старшей - 5 лет, и я чувствую, что надо ходить на занятия, может быть, не надо нагружать разной там математикой, логикой и проч. в этом возрасте. Но стандартные танцы и изо - почему бы и нет? При том, что ребенок не ходит в садик, если пару раз в неделю он ходит на занятия по 45 минут - у него остается еще много времени, чтобы заниматься своими непосредственными детскими занятиями.

Согласна, очень часто развивалки - это простой способ потешить родительское тщеславие. Намного сложнее любить ребенка, заниматься с ним, гораздо проще отвести на кучу разных занятий и посидеть в коридорчике.  А результат действительно важнее в другом, в том, что никакой педагог не воспитает, а только мама.