Крестный ход в духовной жизни подростка

Печать

Проблемы церковной семьи - Церковная жизнь детей

Фото сайта Православие.ру

О. Александр Никольский принял участие в Великорецком Крестном ходе с несколькими своими детьми-подростками. Мы попросили его как отца рассказать о своих впечатлениях.

Не зря Великорецкий Крестный ход называют "Вятская Пасха". Самое главное, что дает Крестный ход человеку, - это чувство Бога. Так бывает на Пасху. Причем это действует на всех людей, даже на мало верующих. Как это действие проявляется? Многими моментами. Например, человек начинает очень много и ревностно молиться. В Крестном ходе как бы овеществляется Церковь - здесь много людей собираются вместе ради Христа, идут вместе, совершают тяжелый для себя подвиг. Действительно тяжелый -€“ не все Крестный ход выдерживают. И эта ситуация подвига особенно влияет на подростков. Здесь есть место героизму, а героика в этом возрасте чрезвычайно привлекательна, подростки к ней очень склонны. Это ведь действительно героика: в два часа ночи подъем, в три выход и до восьми вечера идешь. Подросток имеет потребность, чтобы в его жизни было место для подвига. Причем, если подвиг маленький, подростку неинтересно. А тут, в Крестном ходе, подвиг на пределе его сил (150 км по проселочной дороге в тайге), поэтому это вызывает у него интерес.

При этом это подвиг не просто так -€“ это подвиг ради Христа. В Крестном ходе очень сильное молитвенное напряжение. В Великорецком Крестном ходе идет около 60 000 человек, и все молятся. И это тоже очень влияет на подростка -€“ он видит, что рядом с ним идет молодежь, и она идет и поет молитвы, и этот пример подростка захватывает. Для подростка из церковной семьи дома молитвенное правило -€“ это, к сожалению, часто просто "обязаловка", просто скучная необходимость. А в Крестном ходе он вдруг сам подходит и говорит: "Пап, давай помолимся? Акафист почитаем?". Причем это не один ребенок так поступает, а многие. Папа, конечно, делает вид, что все нормально, что это предложение вполне естественно, а сам поражен такой переменой в ребенке, буквально не дышит от удивления. И это действие Крестного хода вполне закономерно, ведь сказано: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". А тут идут и молятся одновременно 60 000 человек! Поэтому тут не только социальное или психологическое объяснение, но и чисто духовное: благодать Божия, которая действует на человека.

Мы с детьми, по их желанию, прочитывали в Крестном ходе за день весь молитвослов: утренние и вечерние молитвы, три канона, кафизму и три акафиста, в том числе акафист святителю Николаю, который мы прочитывали иногда по нескольку раз. Иначе говоря, мы шли, молясь непрерывно. Представить себе, что это может сделать обычный современный человек в обычной ситуации, невозможно. Тем более подросток. По шесть-восемь часов непрерывной молитвы! Это вообще за гранью чуда. А там -€“ это реальность. Вот что такое Крестный ход.

И этот духовный опыт остается, в хорошем смысле, зарубкой на душе ребенка. В его душе уже что-то изменилось. Конечно, не факт, что он уже гарантированно вырастет верующим, но это очень мощный толчок в нужном направлении, в формировании его личной церковности.

Кроме того, здесь, конечно, возникают социальные связи между подростками, между подростками и молодыми людьми более старшего возраста, которые тоже как люди верующие ярким проявлением своей религиозности поддерживают в подростках этот духовный вектор.