Как воспитывать сыновей?

Печать

Интервью с многодетным папой

У Валерия трое детей – две дочери и сын, которому сейчас 13 лет. Сам Валерий работает в Институте биохимии им. А.Н. Баха Российской академии наук, он старший научный сотрудник.



Валерий, чем принципиально отличается воспитание мальчиков от воспитания девочек?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять, кем мы хотим видеть своего сына во взрослой жизни, какова будет его роль.  Нужно учитывать, что основные особенности характера ребенка формируются очень рано.

Да, понятно, это роль отца, кормильца, добытчика, в этом случае какие качества прежде всего нужно воспитывать в подрастающих сыновьях?

Основное —  это воспитание у ребенка чувства ответственности. Если он умеет отвечать за себя, то сумеет нести ответственность и за ближних, за семью. Если эту ответственность не удается воспитать — ожидать адекватного исполнения своей роли во взрослой жизни не приходится. Неизбежным следствием инфантилизма, допущенного в воспитании, будут проблемы в семейной, производственной сфере, в общении с другими людьми.

Но не со всеми мальчиками это получается одинаково результативно. Для каких-то ребят с детства естественно быть лидером, защитником, инициативным человеком. А есть мальчики мечтательные, романтические, в плане классического мужского воспитания с ними сложнее. Все дети разные,  у каждого своя задача,  и это хорошо.  Поэтому в некоторых ситуациях родителям следует избегать прямолинейности. Если мальчик активно противится прямому воздействию взрослого — можно воспитывать в более мягкой форме, осторожно.

Как воспитывать осторожно, в мягкой форме?

Здесь важно понять, что у родителей, у семьи есть большое преимущество в воспитании своих детей. Родители чувствуют тот момент, когда ребенок наиболее способен воспринимать новую информацию, когда ему можно аккуратно что-то донести без сопротивления с его стороны. В этот момент важно сказать нужные слова. Не упустить этот момент. Детство скоротечно. Ребенок сейчас вам открыт, но такая ситуация будет не всегда. Чем ребенок меньше, тем в большей степени он открыт. Конечно, бывают случаи, когда надо довольно резко поставить ребенка на место, например, в случае постоянного невосприятия просьб родителей или при поведении ребенка, опасном для окружающих.

С мальчиками сложнее беседовать, чем с девочками?

Это очень индивидуально. Капризными и невосприимчивыми могут быть как мальчики, так и девочки. Это внутренне присущая черта - неспособность воспринять в данный момент то, что тебе хотят донести. Нужен строго индивидуальный подход к каждому ребенку.

По Вашему опыту, какие способы формирования ответственности самые результативные?

Формирование ответственности неразрывно связано с развитием личности. Когда Ваня учился в начальной школе, он очень полюбил игру в солдатики. Сейчас купить эти игрушки не составляет труда. Ваня сам выбирал в «Детском мире» разные наборчики, посвященные тем или иным армиям. Причем по всему историческому отрезку — 3000 последних лет. Покупая тот или иной набор, он сам склеивал солдатиков, расставлял их, играл, кроме того, когда их стало много, он сопоставлял — как греки воевали, римляне, французы. У него формировалось историческое мышление. Это было пространство, которое он сам освоил. Сначала о самой эпохе у него не было представлений, он знал только, например, о коннице, которая тогда существовала. Потом, когда сформировался более широкий взгляд, он заинтересовался историческими книгами с хорошими, красочными картинками (например, издательства «Белый Город»). Очень важно, чтобы в иллюстрации исторических событий было больше наглядности. Это был важный этап в развитии Вани как личности, этот его опыт мне очень дорог. Он почувствовал, что есть области, в которых он разбирается лучше многих, в том числе взрослых. Это придавало уверенности в своих силах. Кроме того, на основе изучения истории вооружений, сражений, он стал с воодушевлением воспринимать сражения христианские — за Веру, за Родину.

Отмечу также, что с моей стороны были упущения. Например, надо было проявлять больше практического, живого общения с ребенком, больше самому участвовать в его играх. Я всегда с восторгом наблюдаю, как другие папы самозабвенно носятся со своими и не своими детьми по площадке.

Домашние обязанности важны для формирования ответственности?

Очень важны. У нас это было мытье посуды. По нечетным дням ее должен был мыть Ваня, по четным — Ксюша, старшая дочь. Правда, когда они стали школьниками, с Ваней было по этому поводу много проблем. Требовалось же не просто встать к станку, но и предоставить качество работы. Надо тщательно вымыть посуду, чтобы не было жира. Это его сфера ответственности — вымыть посуду, сделать домашнее задание к школе. Надо добиваться, чтобы он это делал. Если этому не научиться, о чем можно говорить в будущем? Не будет интереса брать ответственность за других. Вообще не будет стимулов для создания семьи. Эти ролевые установки закладываются очень рано. Я знаю случай, когда человек живет гражданским браком со своей избранницей, но не женится, так как боится ответственности.

А мальчику можно в обязанности ставить мытье посуды?

Разве к этому могут быть противопоказания? Это регулярное занятие, которое будет его организовывать. Можно еще пылесосить, протирать пол. Но должно быть что-то регулярное. Ходить в магазин? В детстве не сможет, небезопасно, только начиная с определенного возраста. К домашним регулярным обязанностям дети должны привыкать с самого начала, начиная с заправки кровати и уборки игрушек. Взрослая жизнь большей частью состоит из повторяющихся ритуалов, которые ты должен делать, хочешь ты этого или не хочешь. Проблема в том, чтобы сделать эти ритуалы радостными для человека. Научить ребенка всё делать с радостью, да ещё во славу Божию – вот это было бы здорово.

Расскажите поподробнее о том, какие моменты воскресной школы положительно повлияли на Вашего сына.

Ваня занимался в разных воскресных школах. В дошкольном возрасте очень важны и интересны были уроки рисования и рукоделия. Эти было важно для развития личности, тем более что в детский сад он не ходил. Очень запомнились занятия с Татьяной Борисовной по изучению основ христианской веры. Она рассказывала обо всём с трепетом, с благоговением, так, как нужно прикасаться к святыне, и дети это чувствовали. Позднее он посещал различные спортивные занятия и занятия по военно-патриотическому воспитанию. Это тоже было важно и увлекательно. Мне нравится опыт одной воскресной школы, в которую Ваня, правда, не ходил. Там есть военно-патриотический клуб для детей, начиная с возраста начальной школы. Дети занимаются на берегу речки, проводят игровые битвы, ролевые игры, но не виртуальные, а реальные. В этой программе есть элементы обмундирования, деревянные мечи, приемы выживания в лесу, преодоление преграды, переправа через реку, вязка узлов. Из этой школы мальчиков невозможно увести. Но мне кажется, что педагог должен очень тонко работать с детьми. Не строго по расписанию, а очень индивидуально.

Насколько здесь важна личность педагога?

Очень важна. Это именно человек-энтузиаст. В идеале - достаточно молодой, полный сил и энтузиазма мужчина, у которого есть опыт работы с детьми. Чтобы он хотел задействовать детей постоянно. Чтобы у них не было слишком много свободного времени, которое они могут использовать не совсем адекватно. Мне кажется, что хорошо, когда такой педагог звонит детям, тормошит их, оценивает, чем они занимаются, зовет их с собой. Чтобы дети чувствовали опеку со стороны учителя. Родители часто заняты и не всегда в состоянии это делать. Хорошо, если есть тот, кто этим занимается прицельно. Сейчас у Вани, слава Богу, такой педагог есть. Часто ребята собираются и играют в футбол или другие игры. Около своих домов, но в таком своем коллективе из воскресной школы. Вообще они сейчас много учатся — по 6 дней в неделю, очень изматываются. В будни физически не могут встречаться. В выходные, даже если не очень много есть свободного времени, идут с удовольствием. Думаю, мальчикам были бы интересны такие занятия, как резьба по дереву, игры на воздухе, катание с горок, игры по стрельбе из лука, лазание по канату. Лучше, если недалеко от дома и на природе.

Вообще в воспитании мальчиков очень важно, чтобы педагог был мужчиной?

Да, конечно. Сейчас в школе фактически нет учителей - мужчин. А  такая иерархия хорошо действует на мальчиков, для них нормально, когда есть старшие товарищи. Это относится и к взрослой жизни, когда дети уже станут студентами. Им нормально, когда их так  “берут за холку”. Но при этом абсолютно необходимо присутствие очень важного момента - юноши должны чувствовать, что их любят. Тогда они способны на многое, и многое могут простить.

А мама должна «брать сына за холку»?

Она все равно будет это делать, сын ведь плоть от плоти, она не может абстрагироваться от поведения сына. Но с какого-то возраста сын к маме может перестать относиться как к учителю. С ней можно посоветоваться, припасть, но она не вожак. Конечно, часто бывает, что отца нет рядом, и мама выполняет его роль. Но когда отец в семье физически присутствует,  должна быть иерархия, маме лучше апеллировать к отцу.

Какой же образ мамы должен быть у сыновей для их достойного воспитания?

Вспомним жития святых. Мамы разные были. Княгиня Ольга в подавляющем языческом окружении смогла передать начала христианской веры своему внуку – крестителю Руси князю Владимиру. У Сергия Радонежского родители монахами стали. Это, конечно,  Богоизбранные семейства подвижников.  Но жизнь их указывает, что прежде всего мама должна быть христианкой. Самая главная ее задача в воспитании сына — воспитать христианина, а не светского льва. У отца задача такая же, но у  матери прежде всего,  так как она постоянно находится с детьми. Воспитание христианской души сына, христианских идеалов. Подгузники, одежда, учеба — это все остальное тоже важно, занимает огромное количество времени, но самое важное — первое. Соответственно, и сама она должна вести христианский образ жизни, равно как и отец.

Как же воспитать сына-христианина?

Родители обычно чувствуют состояние детей, как я уже говорил. Надо ловить то состояние, в котором дети наиболее восприимчивы. Я думаю, есть семьи, где всегда проводится христианское воспитание. Но для этого родитель сам должен быть хорошо подкован и должен хотеть что-то рассказывать своим детям. Помню такую ситуацию. В храм пришла мама с сыном лет 5-6, еще маленький. А она подводила его к иконам, что-то ему рассказывала, объясняла. Мама сама должна этим жить. Не просто исполнять свои обязанности — накормить, напоить, спать уложить, обучить, а должна нести им христианский настрой. Это самое главное. Это все должно закладываться. Но, конечно, в личности самой матери эта христианская оболочка должна быть сформирована.  Если она не уяснит что-то, пока взрослеет до роли матери, если что-то недополучит, недоработает в себе, то могут быть проблемы, когда у нее появятся собственные дети. В то время, которое ей дается, пока ее дети будут маленькими, она не сможет им передать самое важное, поскольку сама не до конца уяснила. Это к вопросу о воспитании девочек.

В мальчиках, сыновьях очень важно воспитывать уверенность в себе, умение отстоять свою точку зрения. Как это сделать?

Хорошо, если сын раньше взрослеет. Для этого с ним нужно больше общаться. Вести диалог так, чтобы не просто ему что-то рассказывать, а чувствовать его реакцию, что он что-то усвоил, рассказал от себя, чтобы это шло уже от него, стало его суждением. Чтобы он продемонстрировал то, о чем он узнал.  В этом проявляется личность ребенка. Еще до школы для Вани была полезна детская энциклопедия, с яркими наглядными иллюстрациями по интересующим темам. Хорошо на стенах в детской вывешивать яркие, адекватные картины и плакаты, пособия. Чтобы ребенок все время на них смотрел и эти образы у него оставались.

То есть важно развивать мышление ребенка, любознательность?

Безусловно, родители могут найти информацию, книги, предложить их ребенку. Если у сына костер в душе горит — надо своевременно подбрасывать поленья. Пытливый детский ум работает, работает, воспринимает очень быстро, может схватывать моментально, главное детям донести что-то на их языке. Часто произведения детских художников, писателей, классика - это все может очень хорошо воздействовать. Нужно, чтобы родители имели возможность постоянно этим заниматься. Если нет помощи,  родителям приходится очень много заниматься жизнеобеспечением, не хватает времени. Для этого нужно вдохновение, свежие мозги, довольно много сил собственных. С одной стороны, я понимаю, что в молодости это все не всегда может получаться, а с другой стороны  - с возрастом физически сложнее. Надо это как-то сочетать. Нужно детей воспитывать, чтобы личностями становились. Просто так, само по себе это не всегда бывает. Надо прикладывать усилия, реализовывать какие-то свои идеи.

Как это увидеть, что дети, сыновья становится личностью?

Если не проявляет себя, может и слушает, но не знаешь, понял или нет. Когда начинается ответная реакция, собственные рассуждения, творчество — это уже проявление личности. Если может что-то самостоятельно рисовать, петь, проявлять в игре, рассказывать, рассуждать – это штрихи.

Нельзя ли перегрузить ребенка информацией?

Важно развивать память ребенка. Чтобы информация, которую он получает, упорядочивалась, не была хаотичной. Чтобы для каждого явления было свое место в сознании. Основа личности — внутренняя упорядоченность. С одной стороны много чего видел, прочел, много где был, а если не может воспользоваться, извлечь в нужный момент, значит, есть внутренние препятствия, не все так гладко. Когда достает легко из своего багажа то, что есть, то это сразу видно. Чем больше видит, чем больше разбирается в разных областях, тем больше граней получается в алмазе его личности. Во многом это зависит от родителей. Личность родителей сильно влияет на личность ребенка. Родитель должен предлагать ребенку пищу для развития в разных областях. Поэтому важно чем-нибудь  интересным ребенка занимать, особенно на раннем этапе. Я думаю, это очевидно для многих родителей.

Неуважение к родителям — серьезная проблема со стороны сыновей?

Здесь надо аккуратно подходить. Может ребенок просто задумался о чем-то, и если повторить один-два-три раза, может услышать тебя и сделать. Самое главное — сохранять контроль над собой, самому не входить в эмоциональное состояние, когда ты сам не совсем адекватен. Дети могут входить, они дети, они не совсем владеют собой. Если родитель сознательно позволяет себе эмоции по отношению к провинившемуся ребенку, он все равно себя должен контролировать (как в автомобиле — переключился на другую передачу,  но плавно, без дерганья).

В чем особенность «мальчишеских» игр и чем она обусловлена?

У мальчиков бывают ситуации, когда они вступают в единоборства (игровые, спортивные виды). Это формирует характер, закаляет. У девочек есть своя соревновательность, но она  по-другому проявляется. Важно в этих ситуациях, с одной стороны, дать ему познать себя, почувствовать, как он ведет себя в таких ситуациях, свои сильные и слабые стороны, а с другой учится взаимодействовать с соперником, чтобы твоя сила не была разрушительной. Если ты борешься, то не до полного уничтожения соперника. Победить, но не любой ценой. Чем дальше, тем  этого у мальчиков больше, просто принимает разные формы.

Как быть с компьютерными играми?

Это очень серьезный современный момент, раньше такого не было. Такие игры сейчас начинаются очень рано, сначала в виде игры на телефоне, покупные игрушки, потом это уже ноутбук, сетевые игры. Я считаю, что надо максимально не допускать и изолировать своих детей от этого, чем позже они прикоснутся — тем лучше. Проблема в том, что нет доступных реальных адекватных православных школ, чтобы детей воспитывали, исходя из ценностей христианской жизни. В большинстве случаев детей из православных семей отдают в обычные школы. Там часто бывают конфликтные ситуации. Какие-то идеалы, которые прививаются в семье, сталкиваются с тем, что ребенок видит в школе. В большинстве случаев в классе мало детей с православным воспитанием, окружение может быть как спокойным, так и агрессивным. Причем агресссия не обязательно будет направлена непосредственно на ребенка. Это может быть в такой форме, что все дети приходят, достают свои игрушки, телефоны с играми и каждую перемену играют. И если ты не участвуешь в этих играх, то ты выпадаешь из общего тренда. Они все друг с другом контактируют, обмениваются информацией, своими находками, играми, на этой основе создаются сферы общения. Через компьютерные игры формируется нечто большее, чем клуб по интересам. Если ты не контактируешь, то постепенно становишься даже не то что асоциальным, а стоишь особняком. Это ребенку не всегда легко выдержать, особенно в таком нежном возрасте  - быть способным противостоять всем, да когда еще своя точка зрения не вполне сформирована. В такой ситуации ребенок сам может увлечься этими играми.  Раньше этого не было, а теперь новый фактор жизни, просто эпидемия.

Как бороться с этой эпидемией компьютерных игр?
Лучше всего, чтобы сами родители как можно больше играли со своим ребенком лично, предлагали собственную альтернативу игр, чтобы он не забивался в эти свои штучки. Тонкую методику изоляции от компьютерных игр предстоит еще разработать. Чтобы дети хотя бы до 5 класса не погружались в игры. Сейчас сложность в том, что детям дают задания на компьютере — вы не можете аргументировать свой запрет, не можете вообще отобрать компьютер. Ваня держался всю начальную школу. У него был класс — не очень агрессивный, но дети все поголовно, за исключением 1-2 человек были на игле своих игрищ, а мы ничего ему такого не покупали. Он чувствовал с одной стороны отчуждение, с другой стороны ему было любопытно. Зато в старшей школе стал играть. Сейчас он достаточно самостоятельный, запреты уже не действуют — личность достаточно сформирована, самостоятельно мыслит, принимает решения. Ему 13 лет. Это уже диалог как почти с взрослым человеком. Нужно приводить обоснованные аргументы, с уважением к человеку.

В чем основная проблема, если дети много играют в компьютерные игры? Ведь это интересно, там часто есть общение (сетевые игры), задания на развитие логики, внимания, мышления?

Дети, играя в компьютерные игры, живут в виртуальном мире и, погружаясь в эту реальность, не всегда адекватно воспринимают живых людей. Выйти из этого мира может быть очень сложно. При таком образе жизни в мальчике не выработается очень важная черта - ответственность. Он не будет адекватно воспринимать мир. В голове постоянно носятся образы из игр. Возникает зависимость, а мир и живые люди становятся в меньше степени ему интересны.

P.S.  Хорошо, если родители помнят свой жизненный путь, как они достигли своей семейной жизни, и входят в положение ребенка, проецируя свои воспоминания на детство своих детей. Очевидно, что проблемы, которые остались c детства, потом явно мешают и во взрослой жизни. Родителям не надо быть семи пядей во лбу, чтобы видеть проблемы ребенка. Решать свои проблемы ребенку очень непросто,  он их часто не осознает. Нужно быть внимательным к нему и пытаться ему помочь. Надо пытаться увещевать, приводить примеры, доносить информацию в разной форме, если нужно — в шутливой. Даже если ребенку не очень хочется слушать, у него все равно откладываются представления, которые пытались донести до него родители.

Беседовала Наталья Мальцева