Семейный опыт.Икона Божией Матери "Млекопитательница" и Богородичный Щегловский монастырь

Икона Божией Матери "Млекопитательница" и Богородичный Щегловский монастырь

Печать

Во чреве Твоем вместила Ты невмещаемое Слово,
от Твоих сосцов питала мира Питателя,
во объятиях носила Творца всего,
Божия Родительница Чистая.
Триодь Цветная, 4-я Нед. по Пасхе.
Богород. 7-й песни

Пресвятая Дева, кормящая Богомладенца Иисуса, – самое древнее из сохранившихся и дошедших до нас Ее изображений, но современные христиане почти ничего о нем не знают. Перед иконой Млекопитательницы (греч. Γαλακτοτροφούσα) молились столпы православия – препп. Савва Освященный (VI в.), Андрей Критский (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), свт. Савва Сербский (XIIIв.), но до нас дошло лишь небольшое число списков со святыни. Как никакая другая икона, она говорит о славном уделе материнства – но появлялась исключительно в мужских обителях, известных строгостью устава и недоступных для женщин. Ей молятся о чадородии, но единственный российский храм в ее честь расположен в вымирающей области.

 

Церковь Христова с самого начала своего существования почитала Приснодеву Марию, Содетельницу нашего спасения, и помнила слова Господа, обращенные с Креста к ближайшему ученику Его св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: "Се, Мати твоя" (Ин 19, 27). Неоспоримые свидетельства сыновнего уважения и любви первых христиан к Божией Матери хранило церковное предание, для людей же внешних настоящим открытием стал выход в 1632 г. книги Антонио Бозио "Подземный Рим" (Roma Sotterranea). В ней ученый, прозванный впоследствии "колумбом катакомб", представил плод всей своей жизни – скрупулезное описание захоронений первых христиан, найденных близ Соляной дороги. Именно здесь, на стенах погребальных склепов, мы находим многочисленные изображения Спасителя и Божией Матери, пока что мало напоминающие иконы: в то время Церковь еще не нашла адекватного художественного языка для выражения своей веры. На одной из фресок – юная мать, кормящая дитя. Ученые полагают, что это – древнейшее изображение Приснодевы с Божественным Младенцем, датируемое II-м веком.

Помимо катакомб Прискиллы в Риме, образ Богородицы Млекопитательницы встречается и в Египте, колыбели православного монашества (на фресках монастырей св. Иеремии в Саккаре (V в.), прп. Аполлония в Бауите (VI-VII вв.), Сирийского монастыря в Нитрийской пустыне (2-я пол. VII в.)). Владычица мира нередко предстает сидящей на престоле, в окружении апостолов, в чем можно усмотреть прославление Ее достоинства как Божией Матери, оспоренного ересью Нестория и окончательно засвидетельствованного Отцами III Вселенского собора в 431 году. Все это, а также стенные росписи XIV в. в Печской Патриархии (Косово) показывают, что почитание Матери Избавителя в образе Млекопитательницы было распространено во многих христианских общинах древнего мира. Следовательно, оно никак не связано с влиянием более поздней по времени западноевропейской живописи, одним из излюбленных мотивов которой была «Дева Кормящая» (Virgo lactans). Как писал по этому поводу отечественный историк Н.П.Лихачев, "Мадонны великих итальянских мастеров изображают мать и младенца. Византийские изображения — иное, это "образы" в полном смысле этого слова, живописное представление богословских идей".

НЕБЕСНОЕ МОЛОКО – СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ

О чем же говорит нам образ Божией Матери Млекопитательницы?

Во-первых, о тайне Боговоплощения и человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. Будучи совершенным Богом и совершенным человеком, Спаситель во всем (кроме греха) был подобен нам и вкушал на земле естественную младенческую пищу – материнское молоко. Об этом пророчествует св. Исайя (Ис 7, 14-15), а христианский апологет II-III вв. Климент Александрийский восторженно пишет: «Ничего нет питательнее молока, ничего слаще, ничего белее. Как похоже оно на духовную пищу! И эта духовная пища точно так же питательна, потому что приносит с собой жизнь; и эта духовная пища точно так же сладостна, потому что представляет собой благодать; бела эта духовная пища, потому что это день Христов».

Во-вторых, об истинном Богоматеринстве Пресвятой Девы. Мы знаем из Св.Писания, что уже праведная Елизавета по внушению Святого Духа исповедала Марию Матерью Господа (Лк 1, 43), а простая женщина в Капернауме воскликнула, обращаясь ко Христу: "Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!" (Лк 11, 27). По словам митрополита московского Платона (Левшина, †1812), "Пресвятая Дева носила Господа Своего на руках, но носила Его и во чреве несколько времени: а в сердце и душе Своей носила Его всегда, чрез всю жизнь, доколе с Ним во веки не соединилась в невечернем дне Царствия Его". Мы верим, что эта близость к Богу сообщает великую силу молитвам Заступницы Усердной за весь человеческий род. И сегодня Ее Материнская любовь распространяется на каждого, обращающегося к Ней за помощью. Она всегда рядом и, как Мать, понимает все наши печали и всегда печалуется об истинно кающихся.

Наконец, Богородица выступает образом Матери-Церкви, питающей верных Небесным Млеком – Святым Причастием. Так, пророк Исайя, прозревая будущее созидание Церкви Христовой – Нового Иерусалима, восклицает: "Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его" (Ис 66:10-11). Сравнение приобщения верных с грудным вскармливанием часто встречается у святых Отцов. Например, у святителя Иоанна Златоуста в одном из толкований на Евангелие от Матфея читаем: "Не видите ли, с какою готовностью младенцы берут сосцы, с каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши, – или лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа; и одна только у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщаемся этой пищи". В личной переписке свт. Феофана Затворника втречаем уподобление: "Бог – Отец наш, а Богородица – Мать наша... Святые тайны – сосцы Ея: ибо они плоть от Нея заимствованная!".

Грудное вскармливание – один из наиболее распространенных в Св.Писании образов. Он может означать постижение азов церковного учения, питание души "чистым словесным молоком". Холодную, рассеянную молитву, не дающую уму утешения, древние сравнивали с иссохшим материнским сосцом. "Нет такого младенца, который не был бы вскормлен молоком, — и не может быть истинным монахом тот, кто не воспитан млеком заповедей, исполняя их с усилием, побеждая страсти, и таким образом сподобляясь чистоты", – учит преп. Исаак Сирин.

ДВА ВЕЛИКИХ САВВЫ

Обстоятельства и время создания первой иконы Млекопитательницы нам не известны. Бесспорно одно – как и большинство богослужебных песнопений и икон в честь Божией Матери, она возникла в лоне монашества. По словам сщмч. Илариона (Троицкого), монахи особенно чтут Пресвятую Деву и Матерь: "Сами дети своих матерей, они прибегают к покрову Матери Девы и Ее именуют столпом девства".

Согласно устному преданию афонского монастыря Хилендар, одна из икон Млекопитательницы принадлежала прп. Савве Освященному (†532) – архимандриту всех палестинских отшельников и основателю Великой лавры в Иорданской пустыне близ Иерусалима. Перед кончиной святой собрал братию и предрек, что с Запада в обитель придет на поклонение инок Савва, выходец из знатного рода, которому надлежит передать чудотворный образ Богоматери и игуменский посох как видимый знак благословения обители. Когда через семь веков Лавру посетил будущий сербский святитель и подошел к мощам преподобного, икона повернулась, а стоявший у стены посох упал. Знамение повторилось три раза, прежде чем братия не убедилась в исполнении пророчества и не отпустила богомольца с дарами. Святитель перенес икону на Афон и установил ее в сербском скиту в Карее, где намеревался провести остаток своей жизни в безмолвии. Господь судил иначе – Савве выпал жребий святительского служения на родине. В Русской церкви празднование иконе Млекопитательницы совершается 25 января, в один день с памятью первого архиепископа Сербии.

В марте 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла в Белград с Афона был принесен список чудотворной иконы Богородицы Млекопитательницы, освященный на древнем оригинале. В течение трех дней верующие могли поклониться святыне, после чего она в сопровождении нескольких десятков паломников была доставлена в Святую Землю и передана в дар братии Лавры св. Саввы. Так, почти восемь веков спустя, икона вновь вернулась на место подвигов преподобного.

ЕДИНСТВЕННАЯ ОБИТЕЛЬ НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

Знали об иконе Млекопитательницы и на славянском востоке. Сперва она была явлена на белорусской земле: в XVI – сер. XVII вв. ее обрели в урочище Крестогорск, недалеко от Минска. Храм, в котором находилась чтимая святыня, ждала трагическая судьба: в ходе насильственной полонизации Беларуси на его месте был выстроен неоготический костел. Впоследствии он несколько раз переходил от одной конфессии к другой, пока его не закрыли и не устроили внутри музей народного искусства. Теперь здесь посетителей встречают «куклы из льноволокна в национальной одежде и деревянные сундучки, инкрустированные соломкой».

Благодаря развитию православного паломничества и тесным связям со Святой Горой в XIX веке, списки иконы, в частности, из русского Ильинского скита на Афоне, распространились по России и Украине. И хотя "Млекопитательница" признана редким типом, только в Москве можно найти несколько чудотворных списков с нее (самый известный – в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове). А во 2-й пол. XIX в. на средства московского купца Василия Ивановича Макарухина было начато строительство первого (и пока единственного) монастыря в ее честь – на окраине Тулы, в Щегловской засеке.

Почему Василий Иванович остановил свой выбор именно на этой иконе, мы не знаем. Собственной семьи у него не было, и 40 лет он прожил бок о бок с родителями в Замоскворечье, на Пятницкой. Макарухины торговали церковной утварью, но сын, успешно продолжая дело отца, внутренне тяготел к монашеству. Надо сказать, что это было какое-то общее настроение, охватившее тогда многих молодых людей из купеческого сословия. Юноши сговаривались целыми группами идти на Афон – в то время, когда Запад сострясали революции, да и в России началось брожение. Хорошо об этом сказано у К.Н.Леонтьева (в монашестве – Климента): "Там (в Петербурге) дворяне, люди тонкого воспитания, люди высшей образованности, – там Европа демократическая и безбожная; а здесь, в глуши провинции, – купечество и разночинство молодое; тесный кружок единомысленных идеалистов, которые думают не о земном спасении русского общества и тем более не о "человечестве" каком-то, а только о загробном спасении своей души! Они тоже заговорщики; они собираются, толкуют, шепчутся, но о чем? Не о том, как устроить общество и жизнь, а как уйти от них".

Макарухин смог постричься в монахи и принять схиму с именем Варсонофий всего за несколько часов до смерти, но к этому шагу он готовился всю жизнь[i]. Долгое время он не имел духовного наставника, а найдя его – крепко держался. Им оказался уроженец Тулы иеромонах Никандр (Кондрашев, †1866 г.), который был всего на четыре года старше Василия, но, видимо, обладал большими дарованиями – недаром свт. Филарет назначил его впоследствии братским духовником в московский Богоявленский монастырь. Он-то и посоветовал Василию, желавшему употребить свое состояние на "истинно доброе и немалое дело", основать Богородичную обитель на близкой его сердцу малой родине.

В 1860 г. в окрестностях Тулы, рядом с архиерейским загородным домом, состоялась закладка соборного (летнего) храма в честь Иконы Богоматери-Млекопитательницы, а через восемь лет Святейший Синод определил открыть здесь мужской общежительный монастырь. Для устроения иноческой жизни в обитель были переведены несколько монахов из славившейся старчеством Глинской пустыни, с Афона прибыла часть Креста Господня и другие святыни, а царская семья в знак милости и благодарности подарила монастырю список с иконы Млекопитательницы. Еще один образ по заказу Макарухина специально написали в Москве. Редкий список: вместо коронующих Богородицу ангелов вверху представлены Господь Саваоф и Господь Вседержитель, сидящие на облаках, – со временем богомольцы украсили серебряной ризой.

К началу XX вв. монастырю принадлежали два пруда, пасека, конюшни, огород, при нем был открыт странноприимный дом, хлебопекарня, школа для детей из бедных семей и больница на 25 мест. Но самое главное, Богородичный монастырь стал очагом настоящей духовной жизни. Будущий митрополит Евлогий (Георгиевский, †1946), один из лидеров русского церковного зарубежья, готовился в Щегловской обители к постригу и посвятил ей несколько страниц автобиографии "Путь моей жизни". Двадцатисемилетнему юноше особенно запомнилась скромность, простота, добрые монахи, показавшие ему внутреннюю красоту иночества, которая "раскрывается лишь на путях духовных".

Между тем на дворе шел 1895-й год, и за окнами келий дули иные ветры. Тот же митрополит Евлогий пишет о том, что революционеры с успехом вербовали семинаристов, а в жизненном обиходе туляков Церковь занимала скромное, незаметное место. Накануне установления в городе советской власти местный епархиальный вестник восторженно писал: "...жизнь Церкви бьет ключом, перестраивается на новых началах и привлекает к себе могучий интерес. Настал момент, когда мы, мертвые, пробуждаемся". 2 февраля 1918 г. власти опубликовали декрет об отделении Церкви от государства, а по крестному ходу во главе с настоятелем Щегловской обители, еп. Каширским Корнилием (Соболевым), открыли огонь. "Мы просим, чтобы Церковь ...не была попираема в правах бытия", – говорилось в чрезвычайном обращении, принятом собранием духовенства и мирян Тульской епархии. Но было поздно – маховик закрутился.

В 1921 г. монастырские храмы и колокольню опечатали и приставили караул. Восемь старичков-монахов, остатки братии, попробовали было организовать трудовую артель, но их вскоре разогнали, землю национализировали, а келейный корпус переоборудовали под общежитие. Соборный храм был обнесен бетонной изгородью с колючей проволокой поверху, крест центрального купола спилен. Чудом сохранилась главная святыня обители – один из иноков унес икону с собой и передал храму св. вмч. Димитрия Солунского, который не закрывался.

Когда в начале девяностых монастырь (точнее, полуподвальное помещение храма Млекопитательницы) вернули епархии, в него направили девять монахинь, самой молодой из которых было 65 лет. Монастырская стена была проломлена, липовый парк наполовину вырублен и превращен в свалку. Не стесняясь монахинь, местные жители продолжали отбивать в провалах кирпич. По словам бывшей настоятельницы, матушки Иннокентии, сестры чувствовали себя сиротами: "Ходила я и по инстанциям, по предприятиям в поисках шефской помощи... Больше откликались частные лица: кто дарил монастырю ковер, кто ковровую дорожку, кто люстру". Все это ждало лучших времен – сквозь пробитую крышу в храм стекала вода.

Но не оставляла Царица Небесная Своим попечением Щегловскую обитель – сюда стали приходить молодые люди, часто семьями, которые помогали разгребать многолетние завалы мусора. Под руководством опытного пастыря протоиерея Льва Махно востановление пошло быстрее, монастырь преобразовали в мужской, а 30 января этого года главный храм был полностью отреставрирован и заново освящен. Теперь здесь снова приносится Бескровная Жертва за грехи мира, а к образу Питательницы жизни нашей отовсюду стекаются паломники, чтобы попросить у Нее милости и укрепления в вере. Она неизменно помогает и в житейских попечениях, сугубо – кормящим матерям и семейным парам, ждущим потомства.

Вячеслав Калинкин

Совершить паломничество в Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь, расположенный в Туле, легко. Все знают, как доехать до Тулы - из Москвы, из Воронежа, из Рязани ходят большие автобусы. Конечно, можно доехать и железнодорожным транспортом и на своей автомашине.

С Московского ж/д вокзала (Привокзальный район на западе Тулы) и с автовокзала (Центральный район на юге Тулы) к монастырю (остановка Шухова или ДК комбайностроителей) можно приехать на автобусах и автолайнах №№ 33, 40К, 16, 16/10, 16, 12/15, 22. Из Зареченского района Тулы можно доехать на автобусах и автолайнах 21, 32, 23 (с пересадкой).

Тульский Епархиальный паломнический центр располагается в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре. Председатель центра - архимандрит Клавдиан, наместник Богородичной Щегловской обители.

  • Контактный телефон его помощника 8 920 278 03 50
  • Электронная почта Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. или  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
  • Сайт монастыря: http://www.mlekopit.ru

[i] Память прп. Варсонофия Щегловского как местночтимого святого совершается в Соборе Тульских святых 5 октября.

Интересная статья? Поделись ей с другими:
 
 

Блоги

Войти



Новости

ЦИТАТА ДНЯ. Святые отцы о семье.

Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

Святитель Иоанн Златоуст

alt

Read more ...

Опубликован проект документа «О церковном браке»

alt

Проект документа "О церковном браке" размещен в сети и предложен к публичному обсуждению, которое продлится до 1 октября.

Документ подготовлен Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права и отражает отношение Церкви к браку.

Read more ...

23 августа пройдет инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

фото сайта Фонд Галчонок

На один день московский сад "Эрмитаж" превратится в лагерь радости и дружбы "Галчонок", где под предводительством директора лагеря Дмитрия Хрусталева и старшей вожатой Юлии Пересильд соберутся вместе дети с особенностями и все другие дети и их родители.

Read more ...

Православная молодежь Москвы отметит День семьи, любви и верности концертом и традиционным «Ромашковым балом».

alt

Всероссийский день семьи, любви и верности в России начал отмечаться с 8 июля 2008 года, хотя до этого времени эта дата уже имела историю длиною около 800 лет: по православному календарю в этот день отмечается праздник святых Петра и Февронии Муромских -€“ православных покровителей семьи и брака. По инициативе супруги премьер-министра России Светланы Медведевой символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка.

Read more ...

При поддержке РПУ в подмосковном лагере «Радуга» состоится первая православная смена

фото сайта Православное образование

Московское агентство организации отдыха и туризма "Мосгортур" готовит смену для православных детей на базе уже существующей программы "Юный натуралист".

Read more ...

Жертва на храм

Благотворительность

В Москве открывается новый благотворительный проект – «Сад солнечных зайчиков»

Фото http://www.fondpodsolnuh.ru

С 25 июня по 5 июля в парке "Музеон" появится необычный островок от фонда "Подсолнух". Тридцать дизайнерских подсолнухов с зеркалами вместо сердцевин отразят мир во всем его разнообразии и помогут посетителям увидеть себя с новой, самой лучшей и светлой стороны.

Read more ...

Фонд "Подари жизнь" собирает настольные игры для детей в больницах

Фото: источника

Список игр, который составили сами дети, здесь: http://podari-zhizn.ru/main/node/22872
Но наверняка вы знаете ещё сотни интереснейших игр!
Привозите игры в БУДНИ с 10.00 до 19.00 в офис фонда: м. Спортивная, ул. Доватора, д.13, подъезд 2А.
Можно оформить заказ в интернет-магазине, оплатить его (!) и указать адрес фонда и телефон +7 926 520 70 31 (Елена), время доставки будни с 10.00 до 19.00.

Read more ...

«Дому для мамы» нужны подгузники, пеленки, одежда для малышей, кроватки и коляски

Фото с сайта Милосердие.ру

"Дом для мамы", созданный православной службой помощи "Милосердие", - это место, куда идут беременные женщины и мамы с детьми на руках, когда от них отворачиваются родные. Зная о "Доме для мамы", женщина в кризисной ситуации не отказывается от ребенка, понимая, что здесь ей помогут, она не останется одна.

Read more ...

Templates Joomla 1.5