Семейный опыт.Радость быть собой: ответ на статью «Украденное детство»

Радость быть собой: ответ на статью «Украденное детство»

Печать

alt

Статья «Украденное детство» «зацепила» меня настолько, что ограничиться просто комментарием я не смогла…

Образование вместо любви?

В статье «Украденное детство» верно отмечено, что часто обилие кружков и секций в жизни современного ребенка является симптомом какого-то скрытого неблагополучия в отношении к нему родителей (как правило, мамы). Во-первых, это может быть показателем нежелания мамы заниматься своим ребенком и стремления переложить труды по его воспитанию на «профессионалов» (няню-садик-школу-кружки). Во-вторых, даже при видимой готовности мамы «посвятить свою жизнь ребенку» она на самом деле может быть не готова посвятить ему именно себя и потому предпочитает «откупаться» внешним: игрушками, одеждой, поездками, дорогим образованием. И, наконец, в-третьих, ведущим чувством в ее отношениях с ребенком может быть критерий «моды» или общепринятости: ее ребенок должен быть «на уровне» и не выделяться в худшую сторону среди детей ее подруг и знакомых. Все учат два языка – и мы будем. Все занимаются верховой ездой и плаванием – и мы будем. Все посещают музыкальную школу – и мы будем и т.п.

Что в этом страшного? То, что сам ребенок как личность, как живой человек со своими возможностями и желаниями, совершенно при этом выпадает из поля зрения мамы. Отсюда эмоциональные и физические перегрузки современных «образованных» детей, их ранняя пресыщенность учебой и даже игрой, их неумение занять самих себя. 

 

СТРАСТное желание дать образование

Встречался мне и другой вариант: когда ребенка «перегружали» занятиями из-за любви к нему и даже из какого-то особого материнского героизма. Особенно это касается многодетных семей, мамы которых часто подспудно мучаются от «обделенности» старших детей образованием, воспитанием, вниманием. И потому бросают свои силы на то, чтобы водить их в разные кружки и секции, регулярно посещать с ними музеи и выставки… И это само по себе неплохо, даже здорово – если только не сопровождается напряжением сверх сил и мамы, и самого ребенка, и других членов семьи. Ведь стремление «не обделить» тоже может быть неумеренным – и привести к тому, что ребенка «не обделяют» вопреки всему, даже вопреки реальным возможностям семьи. И здесь нужно понимать, что дети вообще-то очень легко приспосабливаются к любым условиям существования и могут извлекать эмоциональную и образовательную информацию из всего происходящего вокруг – иначе говоря, они, скорее всего, спокойно проживут без «развивашек» и разнообразных кружков, если мама не будет ощутимо страдать, что ее ребенок «недополучает» образования (порой только по реакции родителей или других близких взрослых ребенок ощущает, что в его жизни чего-то недостает – сам-то он изначально настроен на позитивное восприятие реальности и радуется любой мелочи, не требуя многого). Часто именно завышенная планка требований и ожиданий мамы, а не внутренние потребности самого ребенка, являются руководящей силой при составлении «расписания» современных детей.

Образование как внутренняя потребность

Все, сказанное ранее, лишь развивает, дополняет или пересказывает мысли из статьи «Украденное детство». Все, сказанное ниже, будет кардинально с этой статьей расходиться. Причина расхождения – в различии нашего с автором детского опыта и взрослых предпочтений. Ведь статья не только про то, что не надо перегружать детей развивашками и уроками иностранного языка. Та картинка, которая «держит» на себе текст, утверждает естественность, красоту и счастье детства на природе и ставит под сомнение необходимость приобщать ребенка в той или иной форме к благам культуры и цивилизации: это подождет, это ненужно, это насилие над ребенком...

При этом детские воспоминания автора пронизаны теплом и любовью и не могут не заразить. Первая реакция любой нормальной мамы: я хочу, чтобы и мой ребенок был так же счастлив!

И вот здесь, мне кажется, очень важно понять одну простую вещь: не всякий чужой опыт, даже положительный, может быть перенят и реализован. Я бы сказала даже жестче: не факт, что он ДОЛЖЕН быть перенят и реализован. 

Ни мало не сомневаюсь, что та девочка, которую изображает автор, была безгранично счастлива в своем деревенском детстве. Мое детство было другим – московским. И хотя на несколько месяцев в году меня «вывозили на дачу» (сначала в поселок под Казанью, потом в Подмосковье), для меня самым родным и уютным был не мир природы, а мир культуры – и прежде всего «книжное царство». Если для автора статьи умение читать было каким-то значимым рубежом, преодоление которого отложили до школы, то в моем случае никто точно не знает, как и когда я научилась читать – известно только, что к четырем годам я уже умела это делать. И это было естественно: наша квартира была заставлена книгами, мама и папа все время читали – и свое, взрослое, и детские книжки мне вслух. Они читали мне вслух, даже когда я уже умела читать сама. Общие прочитанные книги сближали нас с мамой, и одной из самых любимых наших игр было угадывание какого-нибудь книжного героя. Мы играли в нее в очереди в поликлинику, в очереди в магазины, просто во время прогулки. А если не играли, то разговаривали обо всем, что попадалось у нас на пути: о домах и машинах, людях и собаках... Мы ходили в театры и музеи, меня водили на разные кружки, но главное, что объединяло все мои занятия в единое целое, - это интерес мамы, ее готовность выслушать и рассказать, ее умение делить со мной мою жизнь (при том, что большую часть времени она работала, а я была с бабушкой).   

…Игнат, мой старший сын - не городской ребенок. Три года из своих пяти он прожил в селе, потому что, когда ему было два года, мы с мужем, загоревшись примерно такой же идиллической картинкой «босоногого детства», продали квартиру в Москве и уехали за город. «Дети должны расти на земле». «Ребенок должен быть с природой». «Ребенок должен развиваться, не задавленный цивилизацией».

Но штука в том, что туда, в село, мы перевезли свой уклад семьи. Свою любовь к чтению, любовь к культуре, любовь к учебе. Мы не навязывали наши ценности своему сыну, но мы жили ими, и потому «босоногого мальчика» с картинки из него не получилось. Да, он может завороженно рассматривать уток в пруду или жучка на траве. Когда мы идем куда-нибудь, то поминутно останавливаемся: то сорвать ягоды боярышника, то подобрать с земли палку или упавший лист. Но вот что важно: Игнату одинаково интересно наблюдать и за строительным краном, и за травяной букашкой. «Мама, смотри, белка!» - кричал он в Воронцовском парке в Крыму. «Мама, смотри, троллейбус!» - с не меньшим восторгом кричал он, когда мы ехали по Москве, потому что там, где живем мы, троллейбусов нет, и для него это не «затертая» часть индустриального пейзажа, а чудо техники. И, надо сказать, техника его интересует очень сильно. Он может долго разглядывать детские книжки, где показаны «разные механизмы», а потом идти и конструировать какой-то свой прибор. Часто он подходит к папе с просьбой рассказать, как устроен лифт (которого, кстати, в нашем доме тоже нет)… или часы… или холодильник… и т.п. Он не дитя природы: он любит ее, но ему ее мало – его ум и воображение нуждаются в технической информации, для него в аппаратах, в транспорте и разных механических устройствах тоже заключено волшебство и красота мира. Он по своим склонностям и интересам – «технарь». И мир, ограниченный только рекой, лугом и садом, для него был бы ущербным. 

А еще Игнат, как и я, - книжный ребенок. Готовый часами заворожено слушать, как взрослые ему читают. Разговаривающий цитатами из любимых произведений. Когда он «загорается» каким-нибудь сюжетом, то начинает пересказывать его всем подряд. А потом идет и начинает играть в то, о чем слушал.

Хотя он всего несколько раз в жизни бывал на театральных спектаклях, он часто показывает нам домашние представления – и кукольные, и актерские. 

Хотя он ни разу не был в картинных галереях, но недавно организовал свою (выставив там не только свои картины, но и рисунки брата) и даже нарисовал для нее каталог.  

Когда мы прочитали «Незнайку в Солнечном городе», он открыл для себя существование экскурсий, и теперь мы время от времени слушаем многоминутные экскурсии в его исполнении - по музею или заводу, которые он специально для этого строит из всех подручных материалов. 

А еще он очень любит выполнять задания из книжек, и когда домашний запас этих «обучалок» кончается, он начинает дергать меня или бабушку, чтобы мы купили ему новые. Его никто не заставляет: ему нравится учиться – и дома, и на развивающих занятиях (когда мы на них попадаем). Он ходит и сам себе задает задачки: если к двум прибавить три, будет… И говорит, что мечтает быть инженером. Думаете, это мы выбрали ему «модную профессию»? Нет, он просто спросил нас, как называется человек, который всю жизнь придумывает и конструирует разные механизмы – я, мам, хочу этим заниматься, но как это называется?! 

Для чего я рассказываю все это? Чтобы еще и еще раз повторить свою мысль: люди разные. И взрослые, и дети. У них разные интересы, разные способности. Не нужно всех «стричь под одну гребенку», создавать черно-белую схему, претендующую на универсальность. Есть дети, для которых раннее обучение – это страшный психологический груз. Но есть и другие – которым оно в радость. Которым интересно учиться и интересно жить в культуре. Ведь это совсем неверный и упрощенный взгляд, что творчество возможно только «в природном» детстве – в «культурном» и даже «техническом» детстве его не меньше, как не меньше и счастья, и радости бытия. Лишь бы папа с мамой были рядом, любили тебя, разговаривали с тобой, радовались вместе с тобой, огорчались вместе с тобой – и при этом не мешали тебе быть ТОБОЙ, с ТВОИМИ интересами, желаниями, потребностями и способностями… 

Евдокия Варакина

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии   

 
0 #7 отец Александр 20.11.2013 00:28
Но не так, что ребенка, например, отдали в музыкальную школу и выжали там из него все силы. ли в музыкальную школу и выжимают ребенка как губку. Не так,что бегает по секциям до позднего вечера и ни о чем думать не может. Нужно так организовывать время ребенка, чтобы у него была возможность помолиться, совершить духовные действия, например, паломничество. Некоторые даже по воскресеньям в храм не ходят — некогда, три секции подряд. Нужно расставить приоритет ценностей. Если есть Бог, от которого все, то на первом месте, естественно, должен быть Он и угождение Ему. Развивать нужно органично, учитывая способности, склонности ребенка, если это будем это делать, то у ребенка будет получаться, а, значит, ему самому будет нравится. Но всегда ставить на первое место духовное развитие. Чтобы развитие внешних талантов не препятствовало духовной жизни ребенка.
Цитировать
 
 
0 #6 отец Александр 20.11.2013 00:28
Мы часто уходим в понятие престижности, в том числе в отношении ребенка. Если в нем это воспитываем, то воспитываем грех. Что хорошего в том, что твой ребенок так «хорошо воспитан», что идет в ад?! Если любой православный папа или мама это будет видеть, он скажет — пусть ребенок будет кем угодно, только бы спасти его! Одну девушку научили хорошо танцевать. Сейчас она хорошая танцовщица в стриптиз клубе, неплохо получает. Если это не иметь в виду, то любое развитие закончится грехом, прежде всего, грехом гордости. Ребенка надо развивать, чтобы в нем личность раскрылась. Хотя конечно, пока дети маленькие (лет до 14), без принуждения не получится.
Цитировать
 
 
0 #5 отец Александр 20.11.2013 00:27
Из откликов на статью следует, что главное — это чтобы мы ребенка любили. И чтобы мы не пытались удовлетворить наши амбиции в отношении ребенка (я такой весь из себя, а ребенок будет еще лучше). Не пытались навязать то, что ему внутренне не свойственно. Папа математик, мама математик, а ребенок кем будет? Понятно — математиком! А может он будет резчик по дереву. Что его делает счастливым? Какие его стремления? Можно ведь воспитать в ребенке гордость, которая, помноженная на способности, будет всегда делать его первым. Но это будет препятствовать потом его спасению.
Цитировать
 
 
0 #4 отец Александр 20.11.2013 00:26
В дискуссиях противопоставля ется «развитие» и «не развитие» ребенка. Конечно, если ребенка не развивают от лени - это грех. Однако нужно всегда помнить, что развитие какое должно быть в первую очередь. Духовное! Если есть талант, пусть даже мирской, то его надо развивать, но духовное развитие ставить всегда на первое место. Нужно смотреть, на что у ребенка есть способности, а на что нет. И что противоречит его духовной пользе.
Цитировать
 
 
0 #3 Константин 27.10.2013 18:28
Трудно сказать в часах - давно было :)
С 3-5лет был в обычном дет.саду. Вернее детсадах - было их больше чем пальцев на руке (переезжали) и один из них даже не на территории РФ. Ничем не выделяющиеся рядовые дет.сады. Вот сколько в них тратят времени - столько и был - иногда оставался последним из забираемых, но редко
С 6 лет пошёл в экспериментальн ую школу, где были музыкальная школа + обычная (с многими экспериментами) + актёрское мастерство в одном. Сколько в обычном первом классе + большой обед + некоторое развлекательное время перед занятиями + уроки чуть длиннее. К сожалению инвесторы решили прикрыть школу и она развалилась на кружки - тогда перевели в обычную общеобразовател ьную + стандартную музыкальную (после ухода из экспериментальн ой чувствовалась пустота на месте, занимавшемся музыкой в душе)
То есть кружков много, но пик был в другом возрасте - на 8-9 класс - там вполне могло быть с 9 до 22 без перерывов - это запомнилось больше :)
Цитировать
 
 
0 #2 Наталья 24.10.2013 17:45
Костя, а в дошкольном возрасте (3-6 лет) какой у тебя был режим? (Сколько ты был дома, сколько кружки, пр), если не секрет?)
Цитировать
 
 
0 #1 Константин 24.10.2013 10:05
Согласен со второй частью, но не согласен с первой. Как ходивший на множество кружков я не ощущаю, что родители хотели переложить ответственность , или им было всё равно на мои потребности. Скорее наоборот - я очень многим увлекался, мне интересно было узнать и освоить многое. Именно благодаря музыкальной школе у меня сформировалось чувство прекрасного в музыке, которое не дало попасть в "молодёжные тусовки" по современным музыкальным направлениям. Благодаря репетитору по английскому я понял менталитет англичан/америк анцев, что по сей день позволяет мне лучше говорить и понимать иностранных коллег. Благодаря курсу "актёрского исскуства" стал лучше понимать окружающих (важно поставить себя внутренне на место другого). Не мало также дали плавание и спорт. И я благодарен родителям за всё это.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
 

Блоги

Войти



Новости

ЦИТАТА ДНЯ. Святые отцы о семье.

Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

Святитель Иоанн Златоуст

alt

Read more ...

Опубликован проект документа «О церковном браке»

alt

Проект документа "О церковном браке" размещен в сети и предложен к публичному обсуждению, которое продлится до 1 октября.

Документ подготовлен Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права и отражает отношение Церкви к браку.

Read more ...

23 августа пройдет инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

фото сайта Фонд Галчонок

На один день московский сад "Эрмитаж" превратится в лагерь радости и дружбы "Галчонок", где под предводительством директора лагеря Дмитрия Хрусталева и старшей вожатой Юлии Пересильд соберутся вместе дети с особенностями и все другие дети и их родители.

Read more ...

Православная молодежь Москвы отметит День семьи, любви и верности концертом и традиционным «Ромашковым балом».

alt

Всероссийский день семьи, любви и верности в России начал отмечаться с 8 июля 2008 года, хотя до этого времени эта дата уже имела историю длиною около 800 лет: по православному календарю в этот день отмечается праздник святых Петра и Февронии Муромских -€“ православных покровителей семьи и брака. По инициативе супруги премьер-министра России Светланы Медведевой символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка.

Read more ...

При поддержке РПУ в подмосковном лагере «Радуга» состоится первая православная смена

фото сайта Православное образование

Московское агентство организации отдыха и туризма "Мосгортур" готовит смену для православных детей на базе уже существующей программы "Юный натуралист".

Read more ...

Жертва на храм

Благотворительность

В Москве открывается новый благотворительный проект – «Сад солнечных зайчиков»

Фото http://www.fondpodsolnuh.ru

С 25 июня по 5 июля в парке "Музеон" появится необычный островок от фонда "Подсолнух". Тридцать дизайнерских подсолнухов с зеркалами вместо сердцевин отразят мир во всем его разнообразии и помогут посетителям увидеть себя с новой, самой лучшей и светлой стороны.

Read more ...

Фонд "Подари жизнь" собирает настольные игры для детей в больницах

Фото: источника

Список игр, который составили сами дети, здесь: http://podari-zhizn.ru/main/node/22872
Но наверняка вы знаете ещё сотни интереснейших игр!
Привозите игры в БУДНИ с 10.00 до 19.00 в офис фонда: м. Спортивная, ул. Доватора, д.13, подъезд 2А.
Можно оформить заказ в интернет-магазине, оплатить его (!) и указать адрес фонда и телефон +7 926 520 70 31 (Елена), время доставки будни с 10.00 до 19.00.

Read more ...

«Дому для мамы» нужны подгузники, пеленки, одежда для малышей, кроватки и коляски

Фото с сайта Милосердие.ру

"Дом для мамы", созданный православной службой помощи "Милосердие", - это место, куда идут беременные женщины и мамы с детьми на руках, когда от них отворачиваются родные. Зная о "Доме для мамы", женщина в кризисной ситуации не отказывается от ребенка, понимая, что здесь ей помогут, она не останется одна.

Read more ...

Templates Joomla 1.5