Семейный опыт.Рассказ православной мамы об интегративном летнем лагере (для детей-инвалидов и обычных детей)

Рассказ православной мамы об интегративном летнем лагере (для детей-инвалидов и обычных детей)

Печать

altВ нашей семье трое детей – старшему Сереже скоро 6 лет, младшим -  двойняшкам Диме и Илюше - по 3 года. После рождения младших, им обоим ставили угрозу ДЦП. Слава Богу, Дима сейчас обычно развивающийся мальчишка, только что трудно переносящий коллектив и новых людей, а вот Илюша пока не сидит, не ходит, не разговаривает.

В московский ЦЛП (центр лечебной педагогики) мы стали ходить, когда ребятам было полгода. Когда прошел учебный год, нас позвали в палаточный лагерь центра на Валдае. Мы, мягко говоря, были в шоке – куда, ведь дети маленькие, какие палатки, какой лагерь?! Но после этого лета, когда наша семья наконец в этот лагерь выбралась, я поняла – это не дети были маленькие, это мы тогда еще не доросли до этого.

В этом году решились ехать. На свои внутренние сомнения «а надо ли это?» я отвечала сама себе, что раз мы ЦЛП выбрали, доверяем, то нужно и здесь им довериться. Но дальше начиналось внутреннее нытье. Ну зачем жить в этих палатках? Помыться непонятно где, а если дождь? Этот лагерный режим, обязательные занятия для родителей, дежурства на кухне, мясо в лагере не готовят, и т.п. В общем сплошные ограничения.. Не лучше ли в наш отпуск отдохнуть как-нибудь поприятнее? Но, стиснув зубы, «ради детей», мы отправились в лагерь.

И вот мы на Валдае. Честно сказать, были удивлены условиями – представляли себе все гораздо «хуже», необустроеннее что ли. Чистая территория, удобная для того, чтобы гулять с неходячим ребенком в коляске. Корпус, где находятся столовая, игровая комната, туалеты, большая веранда, где можно кушать, играть, быть во время дождя. Стиральная машинка и сушка, которая реально позволяет вещи высушить даже в мокрую погоду. Души в обычных домиках, а не под кустиком ). Детские площадки, песочницы, качели. Потрясающе чистая речка, с проточной, но не холодной водой. И т.д. и т.п…

И понеслась наша жизнь в лагере. Дети разбежались по занятиям – у старшего были походы, прогулки на велосипедах, игры, у младших свои занятия, у каждого ребенка свой педагог. Занятия были каждый день с 11 до 13.30 и с 17.30 до 19.30. Индивидуальные и групповые, музыка, развитие мелкой моторики, динамичные общелагерные игры и пр.

А вот нам с мужем, конечно, сначала было тяжко.

Подходишь к столовой – а там крупные буквы на тебя так издевательски смотрят «хочешь мяса на обед? Наш ответ, конечно, нет!» Несмотря на весь личный инвентарь (от палатки до корзиночек для вещей), было трудно все разместить, вовремя выудить сухие носки-колготы-кофты, уложить всех в одной палатке и по времени проснуться на вечерние занятия и т.п. А еще меня на следующий после приезда день поставили на дежурство шеф-поваром! Ты приготовь на 80 человек еду, и не забудь расслабиться при этом! Вот тебе помощники – на листе 10 фамилий, из которых я знаю похоже максимум двоих..  Время раздавать полдник и готовить ужин, людей этих я так и не знаю, на ноге «висит» младший Дима – не хочет идти на занятия, хотя рядом стоит его педагог, другой педагог спрашивает у меня, где Илюша, а он спит, папа в палатке его не может разбудить. В общем, весело было.

Но зато это дежурство было для меня как погружение). Когда мы перестали со стороны на все смотреть, а стали частью этой жизни – тогда я поняла многое!

Во-первых, лагерь был реально огромной пользой для моих детей.

Илюхе очень нравилось. Он с радостью шел на занятия с педагогами Вольфи, с Катей, был веселым, открытым к общению, с удовольствием сидел вечером у костра, и даже пытался петь песни. Однажды мы стояли в ванной, ребята мои чистили зубы. Подошла даже не их педагог – Наташа, тут же подключилась к общению, стала общаться и с Илюхой, тот довольный невозможно, даже на радостях стал отталкиваться от раковины (стоя в вертикализаторе), как бы кататься – чего он не делал ни разу дома! Наверное, чтобы понять мой восторг, надо понять мои переживания. Кроме того, что я очень хочу, чтобы Илюха стал ходить, я все время переживаю за вторичные нарушения (сколиоз в спине и пр.), а также за отношение окружающих к Илюше. Мои близкие люди, друзья, даже и родные, часто ну жалеют Илюху, ну рассматривают его, но редко кто может с ним пообщаться как с обычным ребенком, и я все время ощущаю, что только я могу для него что-то сделать.

Однажды педагог Катя говорит – Илюше очень нравится играть в настольные игры. Это для меня было все равно  что « тот, кто не умеет играть на музыкальных инструментах, очень любит играть на пианино». Как Илюша вообще играл в настольные игры??! Когда мы дома садимся, максимум что Илья в своем стульчике сидит и смотрит, занятый какой-нибудь игрушкой. Оказалось, что все играли в игру, где в большом кругу с разных сторон то ли спицы, то ли иглы, а в центре воздушный шарик. И нужно было по очереди кинуть кубик и на столько делений, сколько выпадет, задвинуть к центру эти спицы. Илюша ждал своего хода, кидал кубик, радовался, что вокруг столько эмоций! Идея центра – двигать ребенка на том, что ему нравится, с трудом воплощалась дома, ведь я даже и не догадывалась, что нравится моему ребенку! А у старшего сына была в группе девочка, которая могла (на первый взгляд со стороны) только лежать в коляске, в которой ее катали. И как я удивилась, когда узнала, что на выезд группы на ферму Надю тоже берут. А что тут удивительного? Удивительно то, как даже мы, родители, ограничиваем возможности наших детей. После лагеря встретила подругу, которая своих детей (обычных J) возила в Германию. Подруга взахлеб рассказывает, как там обычно относятся к необычным детям. Что в кафе они были свидетелями ситуации, когда мама и бабушка сидели за столиком, и с ними же их примерно 15-летний сын-колясочник. Мама давала ребенку стакан с водой, сын не протягивал руку (видно было, что для него это проблема), мама ждала и потом убирала. А потом сын что-то сказал, мама еще раз протянула воду, и сын взял стакан своей рукой. С нами бы это закончилось или тем, что мы просто напоили бы Илюху, или он бы покричал, и мы бы напоили. А вот в цлп такая картина – обычная история, и детей не мучают и не лишают чего-то, а им просто дают жить, ощущать себя человеком со своими желаниями и возможностями. А еще учат нас, родителей, именно так относиться к своим детям.
В лагере мы также учили Илью кушать. До лагеря я честно ставила рядом с Ильей тарелку (а иногда и не рядом –а вдруг разольет L) и ждала, что он мою руку с ложкой в рот потянет. И иногда и не ждала L. В лагере попросили педагога Катю Тевкину помочь с этим. Она сказала: «Я даже не знаю, что вам сходу подсказать, но я могу просто рядом посидеть». Сделала ему пищу погуще, проконтролировала, что ребенок голодный к приему пищи, поддержала столик, который не был статичен, подложила упор под ноги, дала Илюхе ложку, помогла зачерпнуть и убрала свою руку… И Илюха стал кушать САМ! Это огромное наше достижение! А когда к нам кто-то садился за столик и я рассказывала, что у Илюши такие успехи, мой сын расплывался в улыбке и вообще было ощущение, что «наконец-то ты мне, мама ДАЛА самому кушать!» Огромное спасибо Мите, который здорово помог доделать Илюшин столик для еды (а потом и вертикализатор). Хотя мой муж уже тоже стал на все руки мастер, и часто переоборудывает мир вокруг под Илюшу, но на это постоянно не хватает времени. Даже здесь, в лагере, несмотря на организованную жизнь и отсутствие домашних дел, и то наш папа целый день пытался пойти в столярную мастерскую, чтобы подкорректировать стул для еды и вертикализатор, но из-за текущих дел с детьми у него это так и не получилось.  Поэтому для нас такая помощь, время, уделенное проблемам наших детей, бесценно!

Казалось бы, какая связь между тем, как ребенок общается, как с ним общаются, как он умеет себя обслуживать – и с его двигательными возможностями? А оказалось прямая! Воодушевленный такой жизнью, собственным успехом и небольшой, но обретенной независимостью – он стал более активен, стал лучше держать спину, чаще с пола пытается залезть ко мне, вставать на высокие колени. После лагеря, увидев Илюшу, его бабушка сказала: «Илюша очень повзрослел». А я  подумала, что он себя «человеком почувствовал», и мы изменили свое отношение к нему.

Двум другим сыновьям тоже повезло J

alt

Дима очень подружился со своим педагогом Лизой, общался, играл.  Для него оказалось трудным после обеденного сна отправляться играть с другим педагогом - Аленой, но зато Алена подсказала, как мне нужно общаться с Димой! Мы заметили, что Диме приятно наведываться в группу «неходячих» к Илюше и играть со всеми какое-то время. Однажды в палатке Дима стал что-то говорить Илюше, и даже отвечать ему! Как говорят педагоги, чтобы отношения между братьями были лучше, у них должна быть своя успешная жизнь, положительные впечатления. Это сработало на глазах!
А дома Диму спрашиваем: «Ты еще поедешь на Валдай? Что тебе там понравилось?». Довольный сын отвечает: «Поеду, всякие поделки буду там делать». А дома было не усадить его заниматься «ручной деятельностью».

Сережа в первый день сказал: «я никуда не пойду, буду в палатке, с папой». На следующий день довольный возвращаясь с прогулки со своими инструкторами Сашей и Полиной (и с другими ребятами из своей группы), тут же спросил – а вечером во сколько у нас игры? И, кстати, про такие прогулки – мы стараемся куда-то выбираться, и родители помогают, но часто нет возможности так запросто даже до речки дойти или в лес прогуляться – то с коляской и Илюшей не пройдешь по дороге, то младшие спят и оставить не с кем и т.п., поэтому я очень рада, что у Сережи была такая насыщенная жизнь эту неделю! Бесконечные Сережины игры в разбойников, неутомимая энергия – я смотрела со стороны и мне казалось, что это такой ужас, он у меня такой «неправильный», как его Полина терпит? А Полина, улыбаясь, отвечала: «Это же мальчишки, они должны быть такими».

Во-вторых, педагоги лучше узнали детей, и смогли плодотворнее с ними поработать. Когда в Москве мы привозим детей на занятия, на эти 1,5-2 часа, детки то уставшие, то капризные, то пропустим занятия, то болеем. То они сразу включатся в игру, то только к концу занятия. А тут мы вместе практически целый день – видимся начиная с завтрака до отбоя, да и после отбоя слышится чей-то плач)).  А потом они с этими знаниями будут работать с ребенком весь учебный год. Я уверена, в этом году мы добьемся бОльших результатов у Илюши и Димы!

Во-третих, как оказалось, это все было не только ради детей, а ради нас – родителей, тожеJ В первый день смены во время родительской группы, которые ежедневно очень здорово вела Аня Пайкова, я сообщила наши цели и задачи – пунктов 5-6 (могла бы дальше, просто себя остановила), все про Илюшу. Уже к следующей родительской группе (после своего первого шеф-поварского дежурства),  очень хотелось на группе просто поиграть, сходить в лес всей семьей, насладиться природой, радоваться, что для детей столько пользы здесь!

Вообще за эту неделю у меня гора с плеч свалилась по поводу переживаний за Илюху – ведь со мной эти переживания разделяли столько людей, столько специалистов ему все время помогали. Можно было между делом решить столько вопросов, узнать столько информации. Низкий поклон, что все наши педагоги, дорогие специалисты, приехали в лагерь, к нам и к нашим детям!

Но оказалось пользой для детей и их лечением не ограничилось!

Мы (родители) общались друг с другом, не ощущали себя «особенными». Мы познакомились с двуми потрясающими людьми! Первый человек – это Юля (не запомнила фамилию) из крупной аудиторской компании КМПГ, там она занимается социальной работой. Четкий, структурированный человек, столько знает, столько сделала для детей-сирот, детей-инвалидов, для оздоровления нашего общества. Выступала перед американской торговой палатой – и вот выступает перед нами… О втором человеке я, узнав, удивлялась – зачем нам такой мастер-класс? Зам.главного редактора издательства Гастроном Марианна Орленкова в нашей детской столовой рассказывала нам о том, как оборудовать правильно кухню, как выбрать мясо, как выбирать специи. Это оказалось так просто, и так нужно, ведь мы не только мамы особенных детей, мы еще и жены оказывается, и можно просто и быстро сделать кулинарный праздник для семьи (особенно для мужей). Марианна настолько горит своим делом, столько знает, открыта к общению, и все это для нас, в нашей обычной столовой! Знакомство с этими людьми, их внимание к нам, отзывчивость, это так повышает самооценку, реально столько сил появляется, чтобы идти и дальше приучать своего «особенного» ребенка к горшку, дожидаться его эмоционального подражания, ждать, пока он сам протянет руку к игрушке…

alt

В своих впечатлениях я пишу «педагоги», но имею в виду всех, кто занимался с детьми, и, конечно, волонтеров. Для меня до сих пор непонятно, как можно свое время так потратить на наши семьи, на наших детей, чтобы возить их в колясках, носить на занятия, держать на руках, чтобы дети увидели вечернюю сказку, поставленную педагогами, детьми, волонтерами, родителями..

Помню в нашу первую консультацию в центре лечебной педагогики меня поразила невролог Примакова Анастасия. Мы спрашиваем ее, как дети, как прогнозы – а она так мягко что-то вроде «ну да, ну проблемы, ну ничего, потихоньку исправится». А мы уже за полгода привыкли слышать однозначные разящие «приговоры» врачей (если 20 раз массаж не сделаете – будет ДЦП, а если сделать  20 раз массаж успеете и именно у нас – ДЦП не будет и т.п.). «Ну, думаю, и заведение, ничего не понимают». Теперь понимаю, что была не права. Не говоря уже о том, что Анастасия так помогла лично мне адаптироваться в лагере и справиться с моими обязанностями!

Огромное спасибо Кате Чигриной, которая была руководителем смены, бесконечно терпеливо в первые дни нас «раскручивала» на весь этот режим, организовывала деятельность всех детей, педагогов, родителей. Всегда шли какие-то занятия, мастер-классы. Однажды на родительской группе решали, каков план действий на выходной день. Спланировали экскурсию на ферму, от второй отказались. Я подумала, что и хватит – с 10 до 12 экскурсия, а потом кто что хочет, то и делает. Вечером на стенде вижу расписание следующего дня – после экскурсии с 12 до 13.30 (до обеда) три мастер-класса на выбор! И так во всем – ненавязчиво, насыщенно и очень профессионально!

И, конечно, спасибо руководителю ЦЛП Битовой Анне Львовне, чье присутствие мы ощущали, в хорошем смысле! Именно благодаря фантастическому профессионализму, доброжелательности, внимательности, мы за эти 3 года остались в центре и прекратили дергать своего ребенка по абсолютно разным методикам, представленным в Москве и не только.

В общем, моих впечатлений получилось через край, поэтому пришлось ими поделиться! Спасибо всем огромное, и дай Бог нам дальше так идти по жизни вместе, встречая поддержку других хороших людей!

Мальцева Наталья и наша семья

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии   

 
0 #1 Екатерина 05.10.2013 11:13
Спасибо за рассказ, Наташ. Очень поучительно! Для меня конкретно. И вы такие молодцы! И столько оказывается есть толковых, знающих людей. Это радует и вдохновляет
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
 

Блоги

Войти



Новости

ЦИТАТА ДНЯ. Святые отцы о семье.

Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

Святитель Иоанн Златоуст

alt

Read more ...

Опубликован проект документа «О церковном браке»

alt

Проект документа "О церковном браке" размещен в сети и предложен к публичному обсуждению, которое продлится до 1 октября.

Документ подготовлен Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права и отражает отношение Церкви к браку.

Read more ...

23 августа пройдет инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

фото сайта Фонд Галчонок

На один день московский сад "Эрмитаж" превратится в лагерь радости и дружбы "Галчонок", где под предводительством директора лагеря Дмитрия Хрусталева и старшей вожатой Юлии Пересильд соберутся вместе дети с особенностями и все другие дети и их родители.

Read more ...

Православная молодежь Москвы отметит День семьи, любви и верности концертом и традиционным «Ромашковым балом».

alt

Всероссийский день семьи, любви и верности в России начал отмечаться с 8 июля 2008 года, хотя до этого времени эта дата уже имела историю длиною около 800 лет: по православному календарю в этот день отмечается праздник святых Петра и Февронии Муромских -€“ православных покровителей семьи и брака. По инициативе супруги премьер-министра России Светланы Медведевой символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка.

Read more ...

При поддержке РПУ в подмосковном лагере «Радуга» состоится первая православная смена

фото сайта Православное образование

Московское агентство организации отдыха и туризма "Мосгортур" готовит смену для православных детей на базе уже существующей программы "Юный натуралист".

Read more ...

Жертва на храм

Благотворительность

В Москве открывается новый благотворительный проект – «Сад солнечных зайчиков»

Фото http://www.fondpodsolnuh.ru

С 25 июня по 5 июля в парке "Музеон" появится необычный островок от фонда "Подсолнух". Тридцать дизайнерских подсолнухов с зеркалами вместо сердцевин отразят мир во всем его разнообразии и помогут посетителям увидеть себя с новой, самой лучшей и светлой стороны.

Read more ...

Фонд "Подари жизнь" собирает настольные игры для детей в больницах

Фото: источника

Список игр, который составили сами дети, здесь: http://podari-zhizn.ru/main/node/22872
Но наверняка вы знаете ещё сотни интереснейших игр!
Привозите игры в БУДНИ с 10.00 до 19.00 в офис фонда: м. Спортивная, ул. Доватора, д.13, подъезд 2А.
Можно оформить заказ в интернет-магазине, оплатить его (!) и указать адрес фонда и телефон +7 926 520 70 31 (Елена), время доставки будни с 10.00 до 19.00.

Read more ...

«Дому для мамы» нужны подгузники, пеленки, одежда для малышей, кроватки и коляски

Фото с сайта Милосердие.ру

"Дом для мамы", созданный православной службой помощи "Милосердие", - это место, куда идут беременные женщины и мамы с детьми на руках, когда от них отворачиваются родные. Зная о "Доме для мамы", женщина в кризисной ситуации не отказывается от ребенка, понимая, что здесь ей помогут, она не останется одна.

Read more ...

Templates Joomla 1.5