Семейный опыт.Что такое христианство в семейной жизни? Ответ иерея Александра Никольского

Что такое христианство в семейной жизни? Ответ иерея Александра Никольского

Печать

Мне одна девушка рассказывала, что в юности она выдумала себе образ будущего мужа: умный, красивый, любящий, заботливый… в общем, все-все достоинства. Сейчас она уже женщина с опытом, и, оглядываясь назад, она поняла, что ей это представление очень мешало. Мешало видеть реальных мужчин, которые были рядом с ней: она всех их соотносила с этим выдуманным идеалом, не в их пользу, разумеется.

Романтика в семейной жизни – это тоже вещь крайне вредная. Потому что это не истина. Это мечтания. Ну а мечтания в Православии, как известно, оцениваются однозначно отрицательно.

Что такое христианство в семейной жизни? Полюбить человека таким, какой он есть. За пять… семь… десять лет в семейной жизни ты узнаешь все его недостатки. Хотя, на самом деле, человек раскрывается на протяжении всей своей семейной жизни. Я был уверен, что хорошо знаю свою матушку, но за последние два года я понял, что вообще ее не знаю, только сейчас начинаю ее понимать. Почему так происходит? Потому что, когда люди только встречаются, когда только начинается их семейная жизнь, человек, в силу своего эгоизма, любит только себя. А другого человека он любит как некий придуманный образ, а на реального другого человека просто не обращает внимания. Нет, он, наверно, как-то фиксирует его недостатки, отдельные черты, но не пытается понять его, он больше погружен в себя, в свои переживания, ему только кажется, что он любит другого человека, на самом деле тот, по большому счету, ему не интересен, и он его не знает. Если нет скандалов, в быту все нормально: муж зарплату приносит, жена обед готовит, оба друг другу улыбаются – то все хорошо, у нас хорошая семья. Хотя на самом деле у другого человека могут быть совсем другие ощущения. Да, он себя сдерживает, контролирует, ведет себя «как подобает христианину», но он чувствует, что не интересен другому человеку, тот ищет только комфортного существования в семье.

Христианство в семейной жизни, как мне кажется, заключается именно в том, чтобы полюбить человека. Не свои представления, не комфортную жизнь, которую тебе другой человек организует, а просто человека, как он есть, интересоваться, переживать, а что у него внутри, какие у него проблемы, переживания. Иногда такое христианское отношение к супругу или супруге возникает только спустя десятилетия семейной жизни.

За что нас любит Бог? Ни за что. Просто любит. Таких, какие мы есть. И это и есть христианская любовь. Полюбить ни за что. Жена обо мне не заботится – поэтому я ее не люблю, раздражаюсь на нее. А я мужа не люблю, потому что он не такой, каким я его себе представляла. Все это далеко от христианства.

За что мы любим своих детей? Они ведь у нас, как правило, проблемные, больные, нервные… но мы все равно их любим. Они о нас не заботятся, они создают нам одни проблемы, а мы их все равно любим. Нас греет любовь к ним.

Таким должно быть и отношение к мужу/жене. Любишь не за что-то, а просто любишь. Если у него есть какие-то недостатки, ты пытаешься любовью это исправить, как-то помочь.

Эти духовные истины – они для христианства очевидны, если почитать Евангелие, святых отцов. Ничего нового я не говорю. Вспомните Апостол, который читается на венчании: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова". Настоящая любовь, христианская любовь всегда жертвенна.

Но это очевидное должно до человека дойти. И доходит это обычно очень непросто.

И, конечно, христианство начинается тогда, когда все влюбленности, страсти, вся идеализация, которые были в начале отношений, проходят. Тебя уже ничто душевное не держит – и иногда кажется, что это катастрофа, что-то невозвратимо ушло, рухнуло, а на самом деле – вот сейчас-то и может начаться христианская любовь. А может не начаться, это от тебя зависит. Христианская любовь – это когда люди перестают пользоваться друг другом, а начинают помогать друг другу, служить друг другу. Когда исчезают «рыночные» отношения: я тебе оказал внимание, теперь ты мне окажи внимание, а начинается стремление к Богоподобным отношениям, к жертве ради другого. И теперь, если мы представим, что так и муж настроен, и жена настроена, то, конечно, в такой семье будет существовать любовь.

Достоевский в свое время сказал (о своей вере): «Моя «осанна» прошла через горнило сомнений». Так и в семье - это процесс сложный, проходящий через многие кризисы. Это, на самом деле, неизбежно. Как и в личной духовной жизни, так и в семейной, - если ты совершенствуешься в любви, то время от времени ты проходишь через кризисы. Это нормально. Но эти кризисы нужно решать на основе христианского духовного опыта, тогда ты постепенно возвышаешься над кризисами, и от семьи языческой (потребительской) ты возрастаешь к пониманию, что такое любовь. Почему брак это таинство? Потому что обычные люди, не подвижники, не святые, именно через семейную жизнь могут по-настоящему познать себя, и познав себя, через покаяние приходят ко Христу. Никакие другие человеческие отношения, ни с родственниками, ни с друзьями, ни даже с родителями, не помогают человеку так познать себя, как отношения со своей второй половиной.

- У меня вопрос. Вы говорите о том, что романтика в христианстве – это плохо. Но если люди стараются вести трезвенную жизнь, церковную, то эта романтика быстро преодолевается. И человек вроде бы начинает реализовывать себя в другом человеке, отдавать себя всю, заботиться о нем, жертвовать своим временем, своими силами. А любви все равно нет. Почему?

- Значит, нет настоящего духовного делания. Нет стремления к стяжанию этой любви, есть только ряд внешних поступков. Вот по Осипову: есть мораль, а есть духовная жизнь. И с точки зрения морали человек может быть безупречен – а духовной жизни при этом может и не быть. И для других он, безусловно, хороший человек – а сердце его при этом полно всякой гадости. То есть не было жертвенной любви, все делалось из чувства долга, не ради Христа, а чисто внешне.

Вся семейная жизнь христианина – это возрастание до христианства в семье, такого, которое описано в Апостоле, читаемом на венчании. Сначала ты понимаешь и принимаешь умом, в это веришь, а потом постепенно, путем подвига, через падения и покаяния, начинаешь возрастать до христианского отношения к своей второй половине. Это очень непросто. Но это настоящее спасение души.

- Но ведь такая трезвенная и в то же время преданная любовь может быть и не у христиан?

- Да, но а что такое христианство?

- То есть мы считаем, что это тоже подлинное христианство, только внецерковное?

- Да, именно поэтому такие «нехристиане» очень легко становятся христианами. Савл, который стал Павлом.

- Всегда становятся?

- Духовная жизнь очень сложная вещь, но в принципе, если человек готов пожертвовать чем-то дорогим для другого человека, то он уже любит по-христиански, и поэтому он предрасположен принять Христа.

- А нужен ли такому человеку Христос? Если у него есть дорогой человек, на котором он полностью сосредоточен?

- Конечно, тут есть опасность, что человек создал из своей второй половины идола. Но это, как правило, и есть романтика. Это уже не любовь, а страсть, со всеми вытекающими последствиями. И при этом человек любит уже не реального человека, а свое представление. Часто это бывает связано с похотью.

- Ну, не всегда, бывает и просто романтика. Человек тоскует после ее смерти…

- Да, даже руки на себя накладывает. Это страсть.

- То есть Вы считаете, что трезвенного отношения к любимому человеку без Христа не может быть?

- Да, не может быть.

- Просто не хватит сил любить такого реального человека?

- Видеть Бога – это значит видеть мир, видеть Истину. Без Бога такое истинное вИдение невозможно.

С иереем Александром Никольским беседовали Максим и Евдокия Варакины

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии   

 
0 #8 Наталья 12.04.2012 23:35
Слава Богу, Господь вразумил - сначала год детей не было, потом родились и болели). И помню мучила Батюшку вопросами - какое же мое предназначение, цель? Ответ был: быть женой и матерью. А я думала - ну и что? Я уже жена, и мать. Я все выполнила, все прекрасно (меня устраивает:) И я только теперь, через 7 лет супружеской жизни (сроки как по статье:) начинаю понимать, что ЖЕНА в христианском понимании это так далеко, так прекрасно, так спасительно. Вот бы добраться до этого! Помоги Господи!
Цитировать
 
 
0 #7 Наталья 12.04.2012 23:34
Спаси Господи за интервью! Перечитала несколько раз - на каждое утверждение пыталась задать вопрос: а я как, в сердце? Действительно, любишь комфортные условия, и просишь их, и обижаешься, если не получаешь(( И правда, как важно решать кризисы и непонимания с духовной позиции, вот это и есть подставить вторую щеку? А ведь сразу даешь сдачи(( Страшно учиться такой любви, настоящей, как написано, но очень хочется, ведь пока стоишь на берегу, не поймешь, как на корабле, хоть и видишь его. Помню, когда старшему сыну был год, я все думала - то ли идти делать карьеру (предлагали высокую должность), то ли сидеть дома и рожать детей (причем я так и думала - когда захочу - тогда они у нас и появятся.
Цитировать
 
 
0 #6 Мария Пономарева 11.04.2012 15:30
Мне кажется, супруги должны, в первую очередь, быть друзьями, причем в таком старом (даже несколько романтическом) смысле, когда "один за всех, и все за одного" :-)
Цитировать
 
 
0 #5 Дмитрий Эдурдович Пономарев 10.04.2012 22:36
Еще Павел Евдокимов писал о том, что важно осознать христиаскую целостность в человеке, а не по сектантски что-то упразднять за ненадобностью. В-третьих, Вы говорите о видинии Бога, о созерцании Его в ближнем, в своей второй половине; однако здесь, мне кажется, результат меняется местами с изначальными данными задачи, ведь узреть Христа (в ближнем) - это уже достижение, уже итог многолетнего труда, может стоило бы начать с малого, хотя для начала уровнять себя с ним? Т.е. принять за данность, что мои проблемы и мои чувства так же значимы, как и его... И что с ними надо считаться в той же степени, как и со своими... По-моему для воплощения подобного уже нужны немаловажные усилия, не говорю уже о том, что бы "умывать ноги", т.к. по моему "сходу" достигнуть подобного идеала невозможно... Да и кто из нас может сказать с уверенностью, что видит Бога, видит мир, видит Истину? Разве, что как через тусклое стекло... С наступающим Праздниом! :roll:
Цитировать
 
 
0 #4 Дмитрий Эдурдович Пономарев 10.04.2012 22:20
Во-вторых, несмотря на то, что, как известно, "слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа" (Евр. 4, 12), мы все носим плоть и неотделимы от своей души, в сязи с этим полезно вспомнить, что Бог ничего не сотворил скверным или порочным, а задача человеческой жизни именно преображение своей склонной ко греху природы, а нечистоты в нас будет достаточно вплоть до самого конца, даже в состоянии превосходнейшем - можно вспомнить кончину Сысоя Великого, или того же апостола Павла, который не почитал себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремился к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. (Флп. 3,13-14) И как мне кажется, преображаться должна вся душа человека целиком, как и те возвышеннийшие из её романтических чувств должны стать настоящей нежностью, заботой и сопереживанием без эгоистического ощущения собственнчества или самодовольства.
Цитировать
 
 
0 #3 Дмитрий Эдурдович Пономарев 10.04.2012 21:58
А теперь развернутый ответ. Без эмоций :sigh:

Уважаемый отец Александр! Мне невозможно согласиться с Вашей точкой зрения по ряду вопросов, поэтому, дабы не пылить чувствами, даю развернутое обоснование...

Итак, во-первых, противопоставле ние "духовной жизни" и морально-нравст венной составляющей в человеческой душе кажется мне наиболее некорректным из Ваших тезисов. Как писал еще К. С. Льюис, мораль и нравственный закон являются по сути дарами Всевышнего человеку. Конечно, совершенно очевидно, что человеческое устремление к добру и совершенству не может ограничиваться исключительно внешними проявлениями благочестия, однако, как мы помним из Евангелия, Господь обличая несоответствие внутренней жизни фарисеев их внешней праведность, тем не менее сказал окружеющему Его народу о необходимости соблюдения их заповедей, т.е. о необходимости соблюдения по сути именно внешних этических норм.
Цитировать
 
 
+1 #2 Дуня 10.04.2012 14:05
И еще отзыв Елены, моей знакомой Вконтакте: "особенно понравилось в конце - вопрос про то, что без Христа наверное невозможно трезвенное отношение к любимому человеку, "Просто не хватит сил любить такого реального человека?" ))) это же с эгоцентричной т.зр. "не прикрытый романтич. флёром реальный человек"= сплошные тяготы или "тренажёр духа" (Пелевин).
В глазах Бога человек по-другому выглядит) а если его "запихивать" в рамки "вещи-для-меня" то приходится этого человечка "преодолевать" и сил, конечно, может не хватить)".
Цитировать
 
 
0 #1 Дуня 10.04.2012 14:00
Вопрос от Ирины, моей знакомой на Фейсбуке, прочитавшей статью: "А мне всегда было интересно, насколько жертвенной должна быть супружеская любовь? Вот муж, допустим, денег в семью не приносит, пьёт, бьёт и оскорбляет жену, внимания не уделяет и т.п. А жена со всем этим смиряется, терпит, отвечает нежностью и любовью - она же христианка. Она правильно поступает? Или позволяет унижать в себе образ Божий?"
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
 

Блоги

Войти



Новости

ЦИТАТА ДНЯ. Святые отцы о семье.

Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

Святитель Иоанн Златоуст

alt

Read more ...

Опубликован проект документа «О церковном браке»

alt

Проект документа "О церковном браке" размещен в сети и предложен к публичному обсуждению, которое продлится до 1 октября.

Документ подготовлен Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права и отражает отношение Церкви к браку.

Read more ...

23 августа пройдет инклюзивный благотворительный семейный фестиваль «Галафест».

фото сайта Фонд Галчонок

На один день московский сад "Эрмитаж" превратится в лагерь радости и дружбы "Галчонок", где под предводительством директора лагеря Дмитрия Хрусталева и старшей вожатой Юлии Пересильд соберутся вместе дети с особенностями и все другие дети и их родители.

Read more ...

Православная молодежь Москвы отметит День семьи, любви и верности концертом и традиционным «Ромашковым балом».

alt

Всероссийский день семьи, любви и верности в России начал отмечаться с 8 июля 2008 года, хотя до этого времени эта дата уже имела историю длиною около 800 лет: по православному календарю в этот день отмечается праздник святых Петра и Февронии Муромских -€“ православных покровителей семьи и брака. По инициативе супруги премьер-министра России Светланы Медведевой символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка.

Read more ...

При поддержке РПУ в подмосковном лагере «Радуга» состоится первая православная смена

фото сайта Православное образование

Московское агентство организации отдыха и туризма "Мосгортур" готовит смену для православных детей на базе уже существующей программы "Юный натуралист".

Read more ...

Жертва на храм

Благотворительность

В Москве открывается новый благотворительный проект – «Сад солнечных зайчиков»

Фото http://www.fondpodsolnuh.ru

С 25 июня по 5 июля в парке "Музеон" появится необычный островок от фонда "Подсолнух". Тридцать дизайнерских подсолнухов с зеркалами вместо сердцевин отразят мир во всем его разнообразии и помогут посетителям увидеть себя с новой, самой лучшей и светлой стороны.

Read more ...

Фонд "Подари жизнь" собирает настольные игры для детей в больницах

Фото: источника

Список игр, который составили сами дети, здесь: http://podari-zhizn.ru/main/node/22872
Но наверняка вы знаете ещё сотни интереснейших игр!
Привозите игры в БУДНИ с 10.00 до 19.00 в офис фонда: м. Спортивная, ул. Доватора, д.13, подъезд 2А.
Можно оформить заказ в интернет-магазине, оплатить его (!) и указать адрес фонда и телефон +7 926 520 70 31 (Елена), время доставки будни с 10.00 до 19.00.

Read more ...

«Дому для мамы» нужны подгузники, пеленки, одежда для малышей, кроватки и коляски

Фото с сайта Милосердие.ру

"Дом для мамы", созданный православной службой помощи "Милосердие", - это место, куда идут беременные женщины и мамы с детьми на руках, когда от них отворачиваются родные. Зная о "Доме для мамы", женщина в кризисной ситуации не отказывается от ребенка, понимая, что здесь ей помогут, она не останется одна.

Read more ...

Templates Joomla 1.5